вторник, 26 января 2016 г.

Професійне

2.06.2013.

Один знакомый однажды спросил меня, на какой специальности я учусь. Я ответила: "Издательское дело и редактирование". И тогда мне пришлось опешить от вопроса: "А что, этому еще и учатся?!". И не столько вопрос, сколько тон возмутил меня - насмешливо-снисходительный.
Я не была готова в тот момент к спору с этим человеком, но ответ возник сразу и, кажется, навсегда. Именно этим и объясняется проблема издательской и книгопопуляризаторской сфер, книги и чтения - в принципе, образованности и воспитанности - в некотором смысле, где-то отдаленно и малоаргументировано - статуса и уровня жизни страны; тем, что многие, очень многие, а самое страшное, и многие очень влиятельные люди считают, что этому делу учится не надо. Люди видят в нем возможность быстрой и высокой прибыли. Да, издательская индустрия может приносить большой доход. И даже тем ее владельцам, которые совершенно в ней не смыслят и считают, что нет в ней ничего сложного и особенного, не зная о многих тонкостях, подводных камнях и возможностях. В ущерб стране, в ущерб поколению. В ущерб себе. В морально-интеллектуальном смысле.
Я не хочу сказать, что выход - это снять с должностей или лишить собственности всех некомпетентых и неквалифицированных. Я не вижу выхода и только в том, чтобы научить их и других последующих азам и специфике издательского дела.
Это только шаг. И он лишь теоретический. Это невозможно априори. И не стоит обольщаться на этот счет.
Бюрократия, глупые формальности, коррупция - неотъемлемые части любой масштабной сферы деятельности. Любого государства. Политологи объяснят Вам в какой степени и где. Они лучше расскажут, как должно быть в идеале в том или ином режиме. И чем каждый из них хорош.
Журналисты же расскажут, как может быть. Хорошие журналисты. Которые быстро исчезают из поля видимости. Потому что могут сказать...
"Может" и "должно" - не одно и то же. То, что "может быть", может быть, однажды и случится. То, что "должно" - никогда.
Я не верю в людей, в человечество.
Я не верю власти. Я, порой, не верю себе.
Но я верю в человека как в индивидуальность.
И выход не в революциях, не в оппозициях, не в снятиях с должностей и даже не в смене государственного режима или очередной власти. Ни в чем таком.
Просто каждый из нас должен заниматься своим делом. Должен знать его, стремиться к этому. Должен быть научен тому, что делает. Теорией, практикой, опытом.
Не должен нестись к призрачной цели возрождения человечества и тому подобным, не замечая и сметая то, что на самом деле необходимо делать. Должен видеть мелочи, из которых складывается невероятно объемное, многогранное и многофункциональное будущее. Как из мгновений складывается жизнь.
"Не думай о секундах свысока".
Спасибо Рождественскому за простую и главную истину.
И тогда то, что "может", быть может, таки однажды случится.

© Вікторія Петрова

Комментариев нет:

Отправить комментарий